Юнг и новогодняя елка (из интервью журналиста Георга Герстера с К.Г. Юнгом)
Индийский свами (почётный титул в индуизме) как-то постучал в дверь виллы на склоне Цюрихберга: "Простите, что беспокою Вас, – сказал он хозяину дома. Я родом из Мадраса и произвожу исследование местных религиозных обычаев в Европе. Возможно, Вы помогли бы мне?"
Хозяин дома прервал его: "Я боюсь, что Вы попали не по адресу. Мы просвещенные люди здесь. Конечно же, мы ходим в церковь, по крайней мере сейчас и собираемся ходить и впредь, но как вы наверное знаете, мы, протестанты, не в лучших отношениях с миром религиозных идей. Если Вы думали найти какие-то религиозные обычаи здесь, подобные тем, которые Вы знаете по собственной стране, боюсь, что Вам придется уйти домой разочарованным".
Этот свами удалился как в воду опущенный. Но допустим, он возвращается обратно, скажем в декабре, и застает хозяина дома в тот момент, как он украшает елку.
"Ведь Вы сказали мне, что у вас нет никаких религиозных обычаев?" – говорит он укоризненно. "И все же Вы срубили ель, притащили её в свой дом и поставили в гостиную, чтобы украсить маленькими свечками, причем совершенно не для обогревания дома. Скажите, это предусмотрено в Вашей религии? Это завет Святого Писания?"
Хозяин дома пожимает плечами в изумлении. "Нет, я не знаю. Это что-то такое, что всегда делали".
Далее Юнг продолжает:
В одной из моих экспедиций в Африку, я жил какое-то время в племени на склонах горы Элгон в Кении. Каждое утро на рассвете они выходили из своих хижин, плевали на свои руки и после держали свои ладони наружу, обращая их к Солнцу.
Я спросил, почему они это делали? Они были в недоумении и не смогли ответить. Они могли сказать только: "Это что-то такое, что всегда делали."
Таким невежеством они заслужили название "примитивы" в оценке белых. Теперь, если исследования о жителях Цюрихберга нашего индийского друга опубликовать в Мадрасе, то в них бы было несколько замечательных вещей для отчета.
"В день, который они называют Новый год или Рождество, они поклоняются разукрашенной и светящейся елке, на которую они вешают мишуру, блестящие шары и сладости. Увы, но они не знаю, почему они это делают, что свидетельствует о том, что они очень недалекие и первобытные люди".
Г.Г. - Возвращаясь к новогодней елке, не есть ли это различные наборы символов, слившиеся в один новый? Дерево, огни, вечно зеленые ветви, декорации, рождественские подарки под елью, все они имеют своё символическое значение, и в многочисленные народные обычаи по-разному сочетают эти компоненты?
К.Г. Юнг - Да, конечно. Но давайте не будем забывать, что общее сочетание освещенной и украшенной елки есть вне христианского Рождества и в нехристианских контекстах. Например, в алхимии - известном резервуаре символов древности.
(Здесь Юнг показывает алхимическую картину Древа с Солнцем, Луной и семью планетами древних в его ветвях, окруженное аллегориями алхимических процессов трансмутации).
Теперь Вы знаете, что означают блестящие шары на новогодней или Рождественской елке. Они означают не больше не меньше, как небесные тела: Солнце, Луну и Звезды!
Новогодняя елка в свою очередь является Мировым Древом. Но, как наглядно показывает алхимический символизм, это также символ трансформации, символ процесса самореализации.
По мнению некоторых алхимических источников, адепт поднимается по Древу, и это очень древний шаманский мотив. Шаман в экстазе взбирается на Волшебное Дерево, проходя миры по порядку, чтобы достичь высшего мира, где он найдет свою истинную сущность. В процессе восхождения на Волшебное Дерево, которое является в то же время Древом Познания, он овладевает своим духовным миром.
Для глаз психолога, шаманская и алхимическая символика – это проецируемое представление процесса индивидуации. А о том, что эти образы опираются на архетипический фундамент, свидетельствует тот факт, что пациенты, которые не имеют ни малейших знаний о мифологии и фольклоре, спонтанно воспроизводят самые удивительные параллели с историческим символизмом Древа.
Опыт научил меня, что авторы подобных картин (как тот алхимический рисунок – прим. переводчика) пытались выразить процесс внутреннего развития, независимо от их сознательной воли.
Г.Г. - Вашу концепцию Рождественской елки никоим образом не нарушает тот факт, что ее история начинается только с семнадцатого века?
К.Г. Юнг - Почему этот факт должен опровергнуть мое мнение о том, что Рождественская елка, которая в самую длинную и темную ночь в году символизирует возвращение света, является архетипической? Наоборот!
Путь Рождественской елки проходил в различных странах, и у нас эта традиция настолько быстро пустила корни, что большинство людей действительно считают, что это древний обычай. И это только еще одно доказательство, что он апеллирует к глубинам психики, к коллективному бессознательному, и значительно превосходит образ колыбельки, вола и осла.
Г.Г - В одной из ваших книг Вы замечаете, что люди украшают елку без знания того, что находится в основе этого обычая.
К.Г. Юнг - Это древний языческий обычай. Не только я использую это выражение, но и Церковь: "Omnis haec observatio est paganorum" (примерный перевод с лат. – "Всё это наблюдая у язычников"). Это говорится в старой папской декларации с упоминанием о том, что дома украшались зелеными ветками. Этот и подобные обычаи существовали, например, в язычестве. И Иоганн Конрад Даннхауэр, лютеранский теолог в Страсбурге, в середине семнадцатого века убеждал людей размещать в своих домах на Рождество украшенных кукол и свечи напротив ели. Эти старые богословы были не так уж неправы.
Г.Г - Теперь, когда вы прояснили ее глубинный смысл, следовательно, рост популярности новогодней или Рождественской елки должен радовать ваше сердце, как психотерапевта. Я могу предположить, что Вы согласитесь, что новогодние елки полезны - как мера психической гигиены?
К.Г. Юнг - Ваша догадка верна. Архетипы являются, так сказать, многими маленькими аппетитами внутри нас, и если с течением времени мы их не "кормим", то начинаются "урчания" и расстройства всего организма.
Новогодняя или Рождественская елка – это один из тех обычаев, которые являются пищей для души, пищей для внутреннего человека. И чем больше древних символов в них используется, тем более перспективными эти обычаи станут для нас в будущем.
Из книги "Юнг говорит" под общей редакцией Уильяма МакГуайра и Р.Ф. С. Халла. Перевод Григория и Веры Зайцевых.
#С_наступающим_Новым_годом_Newminds